Новости – Общество
Общество
«Мы — часть нашей тундры»
Фото: Анатолий Струнин/ТАСС
Как живется женам оленеводов-кочевников за Полярным кругом
24 июля, 2016 16:18
7 мин
В июле Ижевский политехнический техникум набрал студентов на обучение специальностям «оленевод» и «оленевод-механизатор». Ранее на полуострове Ямал предложили узаконить профессию чумработница.
Квадроциклы, снегоходы, моторные лодки, генераторы, мобильные телефоны — все эти достижения цивилизации серьезно облегчили жизнь оленеводам-кочевникам и их женам. Но у чумработниц по-прежнему масса обязанностей. Они колют дрова, носят воду, шьют, чинят и стирают одежду, следят за оленями, когда муж уезжает на охоту или рыбалку, заготавливают грибы и ягоды, правят оленьей упряжкой и даже лечат всю семью. «Русская планета» узнала, как со всеми этими обязанностями справляются жены оленеводов Таймыра.
– Когда мы познакомились с Сашей, я жила в поселке и о кочевой жизни знала мало. Поэтому после того, как поженились, согласилась поехать каслать (кочевать. — Примеч. РП) вместе с ним. Сейчас, наверное, отказалась бы, — смеется в разговоре с корреспондентом РП чумработница Татьяна Вэнго. — Любовь любовью, а в первое время мне очень тяжело пришлось. Столькому пришлось научиться! Хорошо, что Саша — младший сын в семье, и первые годы с нами жила его мама — помогала, подсказывала. Если бы не она, я бы никогда не справилась.
– Мне было проще — меня мама научила всему еще в детстве, хотя и хотела, чтобы я поступила в училище и стала учительницей, — признается корреспонденту РП чумработница Ольга Яр. — Но я не смогла жить в городе. Приехала, посмотрела — и вернулась назад. Оказывается, без родной земли мне плохо, я к ней приросла. И мой муж такой же, как я. Тоже часть нашей тундры. Поэтому я не жалею, что не послушалась маму, пускай иногда и приходится очень тяжело.
Даже со стандартными обязанностями хозяйки дома на Севере справляться намного сложнее, чем в городе. Приготовить еду нужно не только на всю семью, но и на всех собак. При этом никаких супермаркетов в тундре нет, а поездка в поселковый магазин для оленеводов — событие. В поселок они выбираются считанное число раз за год, и закупают только продукты, которые долго не портятся — сахар, соль, муку. Все остальное время жены оленеводов готовят из того, что есть под рукой.
– Наша главная еда — олень. За год мы съедаем не меньше шести, — рассказывает Татьяна Вэнго. — Своих оленей не бьем, бережем. Можем, конечно, забить, но только в крайнем случае, если совсем есть нечего будет. Чтобы олени жили дольше, мы сейчас их даже в упряжки редко запрягаем — проще и быстрее добраться на снегоходе. Поэтому для еды стараемся добыть диких. Оленина никогда не приедается, это самое хорошее мясо. Я пробовала свинину, говядину, курятину — это все так, баловство. Несколько раз съешь — и надоест. А стоит огромных денег (на Севере не держат коров и свиней, и привозное мясо продается по цене в несколько раз дороже оленины. — Примеч. РП).
Любая женщина, выросшая в тундре, может освежевать и разделать оленью тушу. Причем ни одна ее часть не пропадет. Из крови хозяйка сделает кровяную колбасу, буюрун. Из глаз сварит согревающий бульон. Сердце, язык и олений мозг подают сырыми — они в тундре считаются деликатесами. Кусками сырого мяса из спины оленя и его печенью вся семья полакомится сразу, как только его забьют. Съесть их нужно быстро, пока не остыли, запивая теплой кровью, текущей из оленьей туши.
Второй основной продукт в рационе оленеводов — рыба. Озер в тундре столько, что не сосчитать, и все они буквально кишат рыбой, да и Енисей на Севере пока может похвастать рыбным изобилием. Впрок ее не ловят, каждый раз добывают ровно столько, сколько съедят.
– Одна из основных рыб у нас — это налим, — говорит Татьяна Вэнгэ. — Его нужно приготовить обязательно в первые два часа после поимки. Такая уха с юшкой получается, что не оторвешься. А если хоть час полежит — все, есть нельзя. Невкусно. Только собакам сгодится. Мы морожеными налимами собак всю зиму кормим, а сами едим только свежих.
Чаще всего рыбу в тундре едят сырой, делают из нее строганину или сугудай — режут на кусочки, солят и посыпают перцем. Мужчинам никогда не подают мясо с хвоста — считается, что так они потеряют удачу, и в поставленные ими сети не будет заходить рыба.
Все горячие блюда чумработницы готовят на печке-буржуйке. Сегодня у оленеводов-кочевников есть электричество, но генераторы работают на бензине, а стоит он дорого. Поэтому их используют в основном для освещения и связи, и, конечно же, чтобы посмотреть телевизор или DVD-плеер — одного бака бензина, залитого в дизель-генератор, хватает на 6–8 часов просмотра.
– Сейчас печки стали современные, удобные. А у наших бабушек были совсем простые, — рассказывает Ольга Яр. — Чтобы они хорошо нагревались, их обкладывали большими камнями. Их никогда не выбрасывали, возили с собой. Считалось, что если их потеряешь — жди большой беды. Сейчас это ушло. От старого уклада остались только куклы-бабушки, которые охраняют очаг. Их передают от отца к сыну. Еще сохранились некоторые традиции. Если кусок еды упал на пол — поднять и съесть его нельзя, надо бросить в огонь. Значит, это предки попросили еды. Нельзя и доедать еду за стариками — будешь болеть.
Татьяна Вэнго и Ольга Яр. Фото из личного архива.
Татьяна Вэнго и Ольга Яр. Фото из личного архива.
Электрообогревателями в тундре не пользуются, каменных печей не ставят. Поэтому единственный источник тепла в чуме — все та же печка-буржуйка. Зимой, в лютые морозы, хозяйка несколько раз за ночь просыпается, чтобы подкинуть в нее дров. Весной и осенью чум выстывает не так сильно, поэтому дрова подкладывают один раз, перед сном. К утру в жилище становится прохладно, и вся семья плотнее укутывается в теплые одеяла из оленьих шкур.
Летом у женщин работы прибавляется. Когда сойдет снег и тундра покроется сплошным ковром из ягод, нужно успеть собрать их и наварить варенья на всю зиму, наморозить морошки. А когда пойдут грибы — насолить их на зиму.
– Наши предки грибов не ели, считали, что это оленье лакомство. Моя бабушка рассказывала, что готовить грибы их научили геологи, жившие на базе по соседству. Показали, как сушить белые, как солить грузди. Теперь все их собирают, — уверяет Ольга Яр. — У меня всегда к зиме насушено несколько мешков с сухими белыми — добавляем их в похлебку из оленя, получается вкуснее.
Справляться со всем огромным списком обязанностей чумработницам помогают дети. В советские времена их насильно забирали из семьи в школы-интернаты, что разрушало преемственность поколений и бытовой уклад кочевников-оленеводов. Сегодня малышей не увозят учиться насильно, и подрастающие дети снова заняли отведенное им традициями место — главных помощников мамы. Они присматривают за щенками и авками — молодыми оленятами, помогают загонять взрослых оленей в загон, загружать и распаковывать сани, ставить чум — в общем, делают почти все то, что и взрослые.
– Мы с мужем привыкли жить в тундре, нам другой жизни не нужно. А детям я такой жизни не пожелаю — работа у оленеводов тяжелая, старость приходит рано. Хочу, чтобы они выучились и нашли работу в поселке, — признается Ольга Яр. — А когда мы одряхлеем, то тоже к ним переедем — мы уже купили квартиру, чтобы поселиться в ней, когда не сможем больше справляться со стадом сами. Но пока в силах, будем жить, как привыкли — долго нам без тундры не прожить.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости