«Пришел первокурсник. Он ленив, неграмотен, не хочет учиться»
Студентка перед сдачей экзамена во время сессии. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев.

Студентка перед сдачей экзамена во время сессии. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев.

Каковы нынешние школьники и студенты — об этом мы поговорили с Лилией Подберезкиной, кандидатом филологических наук, доцентом

– Лилия Зуфаровна, как вы считаете, изменились ли абитуриенты за годы существования ЕГЭ? Каков сейчас базовый уровень знаний у детей?

– Система высшего образования загоняется сегодня в жесткие рамки и вынуждена подстраиваться под студента. Пришел первокурсник. Пусть он ленив, неграмотен, не хочет учиться, но мы должны его сохранить, ведь он кормит вуз — за его обучение мы получаем финансирование, а это командировки, мероприятия, ремонты. И поэтому есть негласная установка — не отчислять.

В 2007 году я закрыла свой спецсеминар на филфаке. Не увидела больше студентов, способных создавать собственные тексты, разбирающихся в контексте исследования, владеющих культурой цитации, а не просто навыками реферирования. А ведь это были студенты, которые читали — и читали много. Сейчас пришло поколение, выросшее на интернете. Как известно, интернет смотрят, а не читают.

Нельзя сказать, что эти дети глупее, что они чего-то не знают. Многие из них увлеченные, достаточно эрудированные, они могут рассуждать о Черчилле и Наполеоне, предъявляют хорошие образцы устной речи: готовятся к выступлениям, делают электронные презентации, ведут себя раскрепощено. Но когда речь идет о письменном тексте…

Я работаю по методу кейсов. Стандартное задание, где необходимо выполнить ряд условий. Определить, кто к кому должен обратиться, понять, с какой просьбой, сформулировать это в тезисе. И, наконец, выстроить содержание обращения, исходя из цели и структуры письма, обосновать свою просьбу, сформулировать самые сильные аргументы. В этом году я столкнулась с настоящими истериками: «Я не понимаю, что мне делать!», «Я не понимаю, что здесь написано!» Говорю им: прочитайте еще раз. Если мало одного раза, то прочтите 15 раз и уже потом задайте мне вопрос. Но и после 15 прочтения не понимают! Это проблема принципиально иного плана, чем просто безграмотность.

В постперестроечный период, еще до появления ЕГЭ говорили, что культура речи снижается, обедняется словарный запас, падает уровень грамотности у школьников. Но эти проблемы блекнут на фоне уровня владения русским языком современными школьниками и студентами, которые перестают понимать простейшие тексты. Когда им даешь печатный связный текст, который нужно прочитать, осмыслить, отредактировать, выполнить по нему задание или подготовить его краткий вариант, это вызывает панику и вгоняет их в ступор. Только 30% студентов способны выполнять подобные задания.

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Приведу простой пример. Когда мой сын готовился к поступлению на физический факультет Новосибирского государственного университета, ЕГЭ еще не был повсеместной практикой, в вузах сохранялась и система вступительных экзаменов. Поступить в НГУ было сложно. И мы выбрали такую стратегию: по математике сын готовился к ЕГЭ, а по физике — к решению нестандартных задач с красноярским ученым. Я помню, как у него горели глаза после этих занятий, ему было очень интересно решать сложные задачи, чувствовалось, что прививается вкус к исследованию, самостоятельному поиску. Настал срок сдачи экзаменов, которые были составлены из заданий ЕГЭ. В результате сдачи ЕГЭ по математике он прошел, набрал 86 баллов, а по физике недобрал 7. И это было связано с тем, что человек учился думать, у него не было навыка шаблонных решений и быстрого проставления галочек. Тогда я поняла, что совершила ошибку — надо было готовиться к решению тестов, набивать на этом руку.

И все-таки главным следствием ЕГЭ стало тотально безграмотное поколение.

– Это те студенты, которые появились после введения ЕГЭ?

– Да. Уровень безграмотности вырос в разы. Мы видим сейчас колоссальный разрыв между студентами, которые оканчивали школу 10 лет назад и сейчас. Многие первокурсники уже не умеют писать рукой — только фотографируют слайды или ставят диктофоны. А главная проблема — это их абсолютно не волнует. Молодежь не воспринимает это как личную или национальную трагедию. Сейчас все лингвисты бьют в колокола: теряя национальный язык, мы теряем Россию, потому что с таким уровнем владения русским языком, засоренными мозгами и сердцем мы неизбежно идем к краху страны как единого социокультурного целого.

Проблема и в том, что наша система образования находится во власти рейтингов. Государство постоянно декларирует, что у России свой путь, что у нас особая суверенная демократия, у нас своя культура и традиции. Но почему-то в образовании мы все натягиваем на европейские лекала, чтобы было «как там» и «как у них».

Чего мы достигли переводом системы высшего образования на бакалавриат и магистратуру? Был убран год обучения, связанный с завершением изучения базовых дисциплин и подготовкой дипломного исследования. Раньше мы выпускали специалиста, способного создать собственный текст, который являлся результатом трехлетней исследовательской работы по своей специализации. Дипломная работа филолога была вершиной его образования, своеобразным отчетом о результатах труда, полученных знаниях и приобретенных навыках. И это была целостная система. Теперь этого года нет, свернулись все учебные дисциплины, нет системы спецсеминаров.

А ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. 

Пиар на колесах Далее в рубрике Пиар на колесахМэрия Красноярска весной планирует ликвидировать несколько автобусных маршрутов Читайте в рубрике «Титульная страница» «Кто там сверлит?!»Космическая общественность и СМИ активно обсуждают попытку неизвестного астронавта досрочно вернуться домой с помощью электродрели «Кто там сверлит?!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»