Красноярск пешеходный
Проспект Мира в Красноярске // © РИА Новости, Чин-Мо-Цай

Проспект Мира в Красноярске // © РИА Новости, Чин-Мо-Цай

Архитекторы предложили вернуть «свой Арбат» в центр города

Архитекторы «Лаборатории архитектуры и дизайна» подготовили видеопрезентацию, в которой предложили транспорт, следующий транзитом через центр, отправить по соседним параллельным улицам Карла Маркса, Ленина, Игарской и Дубровинского. На перекрестке с улицей Вейнбаума, выводящей на Коммунальный мост, запланирован подземный проезд. Тем же водителям, чья цель — здания на проспекте Мира, будет предложено оставлять автомобили на перехватывающих парковках. А по самому проспекту можно будет передвигаться на трамвае.

По мнению одного из разработчиков проекта руководителя «ЛАД» Артема Бегишева, вопрос этот давно назрел: в Красноярске сейчас высокая загазованность, не хватает парков, на велосипедах сложно передвигаться, и для пешеходов практически нет места — город отдан автомобилистам. Молодые архитекторы работают над идеей с 2008 года, когда проект пешеходного проспекта Мира был презентован на выставке работ «Лаборатории». По их мнению, если проект удастся осуществить, то город от этого только выиграет.

«Инфраструктура для жителей города»

- Появление пешеходной улицы в центре города, свободной от автомобилей, улучшит среду, улучшит инфраструктуру и обеспечит и туристов, и жителей местом, где будет приятно находиться, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» руководитель «Лаборатории архитектуры и дизайна» Артем Бегишев. — На улице будет свободное передвижение людей, велосипедистов и будет курсировать трамвайчик как альтернативное средство передвижения. Наша основная цель не в том, чтобы проспект Мира стал пешеходным, а это целая серия поступательных шагов развития инфраструктуры города, которая создается не для автомобилистов, а для жителей города, для пешеходов. С политикой автомобилизации города создано очень много проблем, вся Европа с этим борется, сделав свои города для автомобилей, теперь они закрывают города от автомобилей, делают платные автопарковки, перехватывающие парковки, делают качественный, удобный общественный транспорт, который обеспечивает движение горожан по историческому центру. Почему мы выбрали именно проспект Мира — это живая среда, наполненная качественной архитектурой, не громоздкой, а органичной, масштабной для присутствия на ней человека.

Интересно, что большинство горожан не так воодушевленно восприняли эту идею, хотя, казалось бы, у них будет целый проспект для прогулок. Артем Бегишев уверен, что такая реакция возникает из-за нежелания разобраться в проекте. Многие слышат, что некие инициаторы прямо сейчас предлагают перекрыть одну из центральных улиц. Естественно, архитекторов обвиняют в некомпетентности.

- Приходится объяснять всем, что это не цель. Это средство, большая идея, мечта, это много лет преобразования инфраструктуры, — считает Артем Бегишев. — И когда люди понимают, что это произойдет не сегодня, а будет целый ряд работ по улучшению нашего города, они соглашаются. На самом деле мы подняли очень интересную тему, которая важна для горожан, и если ее развивать, все получится.

Однако более опытные архитекторы высказали сомнения в необходимости пешеходного проспекта Мира в Красноярске.

- Наверное, городу все же нужна пешеходная улица, но точно не Мира, потому что там нет ничего особо интересного, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» член Союза архитекторов Андрей Ратушняк. — Такой широкий проспект делать пешеходным не стоит, по крайней мере полностью. Может быть, частично. У нас там нет притяжения, и вряд ли народу будет ходить больше, чем ходят сейчас по тротуарам. Например, от Робеспьера до Горького практически никто не ходит, хотя там есть магазины. По кварталу, где расположены здания администрации, тоже никто ходить не будет. А дальше там и ходить-то особо негде. И это летом, а зимой тем более. Не нужна она сейчас.

Как рассказал РП главный архитектор «КрасноярскНИИпроект», доктор архитектурных наук Валерий Крушлинский, идея о пешеходной улице хороша, но не нова. Так, в 80-х годах, когда руководство края вдохновилось примером Москвы, проспект Мира уже был зоной, свободной от автомобилей. Почти свободной. Всех жителей устраивал «красноярский Арбат», пока по нему не стали ездить чиновники — единственные, кому он был доступен для перемещения на автомобилях. После началась перестройка, народ начал в открытую выказывать свое недовольство, и тогда улицу снова открыли для всех, пустили по ней троллейбусы. Тем не менее в продолжение многих лет архитекторы так или иначе возвращаются к идее снова сделать проспект Мира пешеходным.

- Нужно сначала понять, кому нужна пешеходная улица и зачем. Если делать пешеходный проспект, он должен быть иной, а сегодня там сплошная реклама везде, которая напрочь закрывает архитектуру, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» Валерий Крушлинский. — Нужно все выстроить архитектурно. Сделать сценарий этой пешеходной улицы. Для этого должен быть специальный проект, нужно объявить конкурс, чтобы талантливые архитекторы и художники в этом поучаствовали. Любой проект нужно начинать с умных архитекторов. Это очень серьезная тема — пешеходная улица в городе. Я знаю, как бывший профессор Гутнов организовал кучу талантливых архитекторов, они лет пять работали над Арбатом, прорисовывали все. То же самое нужно сделать и у нас, этого не избежишь, жизнь заставит это сделать. Памятники нужно сделать привлекательными.

Создание пешеходной зоны требует от властей и проектировщиков вдумчивого подхода, поиска вариантов с учетом требований всех заинтересованных сторон и тщательного просчета экономической эффективности проектов. По мнению Валерия Крушлинского, градостроительство многих стран накопило большой опыт по созданию пешеходных зон, сегодня они имеют множество функций, дополняются музейно-выставочными, зрелищными, игровыми и развлекательными комплексами. И красноярским специалистам стоит обратить внимание на опыт европейцев.

«Город умрет в пробках»

Основная проблема, существующая в Красноярске сейчас и ставящая под вопрос реализацию идеи пешеходной улицы, — параллельные улицы не выдержат напора автомобилей. В часы пик в городе проехать довольно трудно. Именно это, по мнению сотрудников ГИБДД, в первую очередь необходимо учитывать при обсуждении столь серьезных вопросов.

- Сделать, конечно, можно все что угодно, но нужно учитывать то, что при ограничении либо снятии движения на какой-либо из улиц возрастает транспортная нагрузка на другие улицы, — пояснил в беседе с корреспондентом «Русской планеты» начальник отделения пропаганды ГИБДД Красноярского края Алексей Корешников. — И это приведет к еще большему затруднению движения на соседних улицах. Поэтому ГАИ на ура принимает все те меры, которые делает администрация для обеспечения безопасности и бесперебойности движения. Например, строительство парковок, развязок, ввод новых магистралей, пешеходных мостов. Но меры, которые создают дополнительные нагрузки на улицы, не приветствуются.

К слову сказать, сейчас в Красноярске состоит на учете более 400 тыс. автомобилей. Это значительно больше, чем было в 80-е годы, когда проспект Мира был пешеходным.

При реализации данного проекта для автомобилистов надо будет разрабатывать новые маршруты передвижения. Оптимальный вариант — когда транспортные артерии и пешеходные улицы не пересекаются, а движутся параллельно, считают архитекторы. С этим согласны авторы проекта, которые, впрочем, полагают, что все можно предусмотреть.

- Что касается проблемы пробок, все зависит от того, какие шаги будут предприняты. Если сейчас, ничего не сделав, просто взять и перекрыть проспект Мира, конечно, ситуация может ухудшиться, — отметил Артем Бегишев. — Но если предпринять правильные шаги, если пересмотреть транспортную схему города в центре, перенаправить потоки, все может получиться.

Представители Федерации автовладельцев России считают, что создание пешеходной улицы из транспортной артерии улучшит экологическую ситуацию на ней, но приведет к ухудшению экологии на параллельных улицах, так как они должны будут принять дополнительный поток транспорта. В итоге город просто задохнется в пробках. В свою очередь, они предлагают администрации свое видение решения проблемы пробок и улучшение экологической обстановки.

- У нас не стали делать метро, закопали деньги в землю, сейчас хотят сделать пешеходным проспект Мира и при этом пустить там трамваи. Это приведет к огромным затратам на укладку рельсов, магистралей, покупку трамваев, вывод их в депо, они же не будут стоять где-то в центре, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» исполняющий обязанности руководителя красноярского отделения ФАР Егор Фролов. — Это что касается затрат. При этом начнут перенапрягаться и параллельные улицы — Карла Маркса и Ленина. Ни к чему хорошему это не приведет. В итоге будут потрачены деньги, посыплются жалобы, и тогда департамент городского хозяйства и администрация города разведут руками и скажут «ой, так не надо». Со стороны ФАР в департамент городского хозяйства было отправлено предложение о том, чтобы улучшить сеть троллейбусных депо, улучшить их состояние, сделать их доступными для всех пассажиров, и тогда у нас исчезнут пробки. И проспект Мира не надо будет делать ни пешеходным, ни трамвайным. Но пока мы не услышали ответа. На самом деле пешеходная улица для города не так важна, у нас сейчас существует проблема более важная — это безопасность пешеходов на дорогах. У нас не такое количество людей, чтобы выделять им целую улицу. Сейчас страдает безопасность, это отсутствие на пешеходных переходах ограждений, по всем ГОСТам установленных, а также знаки и надземные пешеходные переходы, чем у нас департамент городского хозяйства, к сожалению, не занимается.

Пока все заинтересованные жители города спорят о возможности превращения проспекта Мира в пешеходную зону, проект архитекторов «ЛАД» был отправлен на рассмотрение в администрацию Красноярска. Заместитель председателя городского совета Красноярска Алексей Додатко даже предложил организовать обсуждение вопроса красноярцами на сайте администрации города и провести комплексную экспертизу проекта с привлечением профессионалов. А инициаторы проекта уже сами начали сбор подписей горожан в поддержку своей идеи.

Однако мэр Красноярска Эдхам Акбулатов не поддерживает идею сделать проспект Мира полностью пешеходным. Об этом он рассказал в интервью телеканалу «Афонтово». По мнению главы города, «нельзя сделать проспект Мира полностью пешеходным, но можно сделать пешеходными отдельные участки в центре. В частности, участок, ограниченный улицами Горького и Декабристов, Маркса и Бограда, исторический квартал, который примыкает к Центральному парку». Также он предложил сделать пешеходной набережную левого берега от «Стрелки» до «Регистрационной палаты».

В 2015 году у Красноярска должен появиться новый генеральный план развития города и новая транспортная схема. Именно в этом документе и будет определена судьба проспекта Мира.

Читайте в рубрике «Титульная страница» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»Журналист Мария Купрашевич о содомии в «Новой газете» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»